SocGlobal.ru - Информационно - образовательный портал » Текст Обществоведение » НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Автор: vavusa от 19-04-2011, 01:47, посмотрело: 23566

0
Национальные отношения в современном мире. Проблемы межнациональных отношений в нашей стране.
В мире возникает очень много проблем от агрессивного национализма. Нередко он принимает форму религиозной нетерпимости (фундаментализма). Это больше касается мусульман (например, палестинских арабов, Ирана, Алжира и др.), но встречается и среди других религий. Часто он идёт рука об руку с терроризмом. Причём страдают обычно ни в чём не повинные люди.
Люди издавна живут на планете, группируясь в определённые национальные сообщества, которые называются этносами. В древности это были роды, племена или союзы племён. Затем народности. А с развитием индустриального общества - нации. На земном шаре многие тысячи наций, народностей, племён. Они имеют: свой язык (или диалект), культуру, исторические особенности, традиции, религии и пр. Нации, в отличие от менее развитых общностей, связаны также с единой письменной культурой (в том числе и через средства массовой информации - СМИ), тесными экономическими отношениями, системой транспорта связи и мн. др. Некоторые племена насчитывают меньше тысячи человек, а иные нации - это десятки или даже сотни миллионов. Но каждая народность неповторима и имеет право на уважение к своим особенностям. Обычно народы живут не изолированно, а тесно соприкасаются друг с другом. Бывает, что одни народности как бы растворяются (ассимилируют) в других. Некоторые же в самых неблагоприятных условиях сохраняют свои особенности. Происходят и процессы взаимного сближения.
Национальные отношения - понятие сложное. В разных местах на первый план могут выйти те или иные показатели: религия ли, язык, обычаи и др. Национальные отношения заключаются в том, каким образом уживаются эти различия; существует ли вражда, ненависть, противостояние, или, на-против, мир, согласие, взаимопонимание; смотрят ли на человека, прежде всего с позиции: кто он по национальности, или, напротив, это последнее дело; как относятся к межнациональным бракам и т. п.
Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания не-расторжимости исторической судьбы.
Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны. Прежде всего, это племена, народности и нации.
Нация – исторически сложившаяся устойчивая форма общности людей, образующихся в процессе формирования общности их культуры, духовной жизни, языка, национальной психологии и созна-ния, экономических и политических связей, территории.
Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором существует не менее двух тысяч различных этносов.
Важным фактором является национальное самосознание личности, которое определяет нацию как общность и человека как члена этой общности.
Благодаря национальному самосознанию, человек остро чувствует интересы родного народа.
Можно отметить две стороны национальных интересов:
1. необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уни-кальность своей культуры, решительно противодействовать физическому исчезновению народа, обеспечивать достаточный уровень экономического развития.
2. интересы нации состоят в том, чтобы не отгораживаться от других наций и народов.
Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Межнациональные отношения — материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.
В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:
1) территориальными спорами;
2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;
3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении малых наций и народов;
4) попытками национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к созданию собственной государственности.
Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.
При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов политики в области национальных отношений:
1) отказа от насилия и принуждения;
2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;
3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;
4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.
Во второй половине XX века на политической карте мира появилось более сотни новых государств. И этот процесс продолжается. Неудивительно, что национальные отношения в мире одни из самых важных и в некоторых районах - самые беспокойные, вызывающие войны, революции и пр. А вместе с ними, понятно, огромную роль играет и идеология (обоснование) этих отношений - национализм. Его можно определить как всемирное восхваление своего народа, страны, религии и т. п. Нации, не имеющие собственного государства, порой стремятся создать его, и - напротив - господствующие народы стремятся подавить такие желания.
Опыт показал, что попытки дать каждой или ведущим нациям государственное устройство очень часто оказываются неудачными. Это в определённый период может вести к расколам, недовольствам со стороны других провинций, понижению прав некоренного населения в национально-государственных образованиях. Всё это отчётливо проявилось в республиках СССР, который раскололся именно по национальным союзным республикам. Затем и отдельные республики столкнулись с национальными проблемами внутри себя. Множество русских, например, в Молдавии, Крыму, Прибалтике, в той или иной форме противостоят теперь господствующим нациям. А в восточных республиках порой подвергаются притеснениям. В результате появились миллионы беженцев, людей, бросивших всё нажитое и оставшихся ни с чем. В некоторых местах даже возникли войны: в Грузии (Абхазия, Южная Осетия), в Молдавии, в Карабахе, Таджикистане. Очень болезненна также проблема беженцев и переселенцев.
Сегодня идёт напряжённый поиск путей выхода из многочисленных этнических кризисов. Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит:
1. в добровольном поиске согласия (консенсуса), в отказе от национального насилия во всех его видах и формах.
2. в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании прав личности над правами государства и нации. Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной принадлежности.
Такова основная идея современного цивилизованного подхода. На международном уровне приняты документы обеспечивающие равенство всех наций, как титульных, так и национальных общин. Декларация прав человека и гражданина принятая (ООН); Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. (принята странами СНГ 21 октября 1994г.)
Между тем существует мнение, что Беларусь – мононациональная республика, поскольку 83,2 % её населения составляют белорусы. Однако следует отметить тот факт, что данное мнение несколько ошибочно. Да, у нас нет дискриминации, открытого государственного антисемитизма, геноцида, вооружённых конфликтов на национальной почве. И всё же, в РБ по состоянию на 1 октября 2001г. зарегистрированы и действуют 93 общественные организации, 19 национальных общностей.
Совершенствование национальной политики РБ определяется 3 направлениями:
1. белорусским национальным возрождением и развитием;
2. переводом в ранг государственной политики внимания к проблемам национальных общностей;
3. ростом внимания к белорусской диаспоре, особенно в ближнем зарубежье;
Основой формирования национальной политики в РБ стало создание её правовой базы. Определяющими среди законодательно – правовых актов являются:
• Конституция РБ;
• Закон "О культуре в БССР" 4 июня 1990г.
• Закон "О гражданстве РБ" 29 октября 1991г.
• Закон "Об образовании РБ" 29 октября 1991г.
• Закон "О национальных меньшинствах РБ" 5 января 2004г.
• Закон "О печати и других средствах массовой информации" 13 января 1995г.
Обретя независимость, РБ в числе основополагающих принципов определила своё отношение к народам, традиционно проживающим на её территории. В статьях 14 – 17, 50 и 51 Конституции РБ закреплены равные права граждан, принадлежащих к разным национальностям.
В законе "О гражданстве РБ" заложены основы национального согласия в новых исторических условиях. Он предоставил гражданство всем, кто постоянно проживал на территории РБ, без всяких дискриминационных ограничений.
В нашей стране приняты и действуют свыше 20 законодательных актов, в отдельных приложениях которых закрепляются права и свободы лиц, принадлежащих к национальным общностям.
Следует также отметить и тот момент, что Уголовный кодекс РБ имеет специальную статью об ответственности за разжигание межнациональной розни.
В июле 1997г. принята "Инструкция о порядке определения национальной принадлежности граждан РБ". В этом документе в соответствии с Конституцией и законодательством РБ определение национальной принадлежности граждан является их личным и свободным выбором.
За последние годы в РБ проделана немалая работа по реализации прав национальных общностей. В 1994г. Министерством культуры РБ был создан Республиканский центр национальных культур, который к настоящему времени объединяет десятки национальных культурно-просветительных объе-динений. При центре работают самодеятельные национальные коллективы, отмечаются религиозные праздники ряда конфессий и национальных общностей, функционируют некоторые воскресные школы, курсы иностранных языков.
В Белоруссии уже работают польская школа в Гродно, небольшая еврейская школа в Пинске, еврейские классы при общеобразовательных школах в Минске и Гомеле, воскресные школы ряда национальных общин.
В 2000г. Госкомитетом была организована и поддержана подготовка первого в стране учебного пособия "Татароведение. История, религия и культура белорусских татар".
Одним из важных результатов работы национально-культурных объединений стало проведение с 1996г. в городе Гродно Республиканских фестивалей национальных культур, которые получили широкий международный резонанс.
Таким образом, весьма отрадно, что руководство нашей республики чётко заявило о своей решимости твёрдо проводить в жизнь принципы Всеобщей Декларации Прав человека, все статьи этого важнейшего документа.

Приложение №1
Конституция РБ 15 марта 1994г.
Ст. 14:
"Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов".
Ст. 15:
"Государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в РБ".
Ст. 16:
"Религии и вероисповедания равны перед законом".
Ст. 17:
"Государственными языками в РБ являются белорусский и русский".
Ст. 22:
"Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов".
Ст. 50:
"Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принуждён к определению и указанию национальной принадлежности.
Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.
Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения".

Приложение №2
Закон "О национальных меньшинствах в РБ", статья 6:
"Государство гарантирует гражданам РБ, относящим себя к национальным меньшинствам, равные политические, экономические и социальные права и свободы, осуществляемые в установленном за-конодательством РБ порядке, в том числе:
• Право на получение помощи со стороны государства в деле развития национальной культу-ры и образования;
• Право пользоваться родным языком общения, а также на свободу выбора языка обучения и воспитания;

Категория: Текст Обществоведение, Социальная сфера